с миру по нитке
снято

Как в России устроен новогодний прокат, и в кинотеатрах и по ТВ, мы уже знаем. А что насчёт других стран? Захватили ли американские праздничные комедии весь мир? Какому жанру отдают предпочтение японцы? И чья новогодняя франшиза может соперничать с нашими «Ёлками»? Разворачиваем карту и отправляемся в путешествие по новогодним кинотрадициям.

сша

И второй фильм-фаворит — «Когда Гарри встретил Салли» 1989 года. Это неспешная мелодрама о том, могут ли дружить мужчины и женщины и как меняются отношения с течением времени. От праздника в ней не то чтобы много: две ключевые сцены, происходящие в канун Нового года. И, кстати, забавный факт от пользователя сайта Letterboxd: «Если вы начнёте смотреть лучший фильм в мире в 22:30:28, [герои] поцелуются в полночь (в Новый год), и это изменит вашу жизнь навсегда».

Первый — комедия «Рождественская история» 1983 года. В ней девятилетний Ральф пытается получить свой идеальный подарок — двухсотзарядную пневматическую винтовку Красного Наездника. Обращается к родителям, строчит аргументированное сочинение о преимуществах на школьных занятиях, садится на коленки к Санта-Клаусу в торговом центре, но везде получает отказ и единственный комментарий: «Выбьешь себе глаз». На этом, конечно же, история не заканчивается.

«Один дома», «Гринч — похититель Рождества», «Охотники за привидениями» — набор для создания праздничного настроения здесь стандартный и вполне знакомый нам, живущим на другом краю географии. Но особую любовь жители Штатов питают к двум фильмам.

Германия

Соседствует с таким «старичком» в топе главных праздничных фильмов семейная драмеди «Летающий класс» — более современная, понятная зрителю любого возраста и жизнеутверждающая. Хотя в её основе тоже довольно старое произведение — повесть немецкого писателя Эриха Кестнера 1933 года о мальчишках, которые дружат, ссорятся и познают мир.

Уже больше 60 лет подряд на Новый год в Германии по телевизору показывают «Ужин на одного». Вообще, это не совсем фильм, а записанный на плёнку театральный комедийный скетч, придуманный ещё в 1920-х годах. Сюжет простой: пожилая женщина Софи собирает друзей на свой девяностый день рождения, они присоединяются к ужину, но за столом находится лишь дворецкий.

Удивительно, что «Ужин на одного» стал символом праздника, по сути, случайно. Запись постановки в 1963 году неожиданно пустили в эфир немецкого телеканала NDR. Она очень понравилась зрителям, и постановку стали крутить по телевизору настолько активно, что она даже попала в Книгу рекордов Гиннеса по частоте воспроизведения.

Швеция

Новый год здесь не обходится без «Айвенго» по одноимённому роману Вальтера Скотта. В фильме есть некоторые расхождения с оригиналом, но основа сюжета одна: рыцарь, друг Ричарда Львиное Сердце, возвращается в Англию из крестового похода и оказывается в эпицентре борьбы за трон. Никакой связи со Швецией или Новым годом здесь нет, но «Айвенго» любят настолько, что даже упоминают в треде на Reddit с важными детскими традициями в стране. Возможно, дело в том, что в любой точке мира праздник ассоциируется с добрыми сказками — с рыцарями или без них.

чехия

Чехи, как и шведы, на Новый год погружаются в детские сказки. А точнее, в одну конкретную — «Три орешка для Золушки». Её сняли в далёком 1973 году, но она по-прежнему популярна как у детей, так и взрослых. Если решитесь посмотреть, не удивляйтесь отсутствию феи-крёстной: в версии братьев Гримм, которую использовали создатели, сводниками Золушки и Принца стали орехи. Отсюда, собственно, и название фильма.

К слову, «Три орешка для Золушки» — нетленная классика и для другой страны. Правда, в Норвегии смотрят не чехословацкий оригинал, а снятый в 2021 году ремейк.

италия

У праздничных фильмов здесь есть особое название — синепанеттоне. Традиционный сюжет: семья отправляется в путешествие на Рождество. Причем итальянцы настолько любят такое кино, что зародилась франшиза, которая может утереть нос нашим «Ёлкам». Хотя бы потому, что ей уже больше 40 лет. Герои «Рождественских каникул» Карло Ванцина почти каждый год ездят в новое место и успели побывать даже на Марсе. А в 1983 году всё начиналось проще, с сюжета в духе «Ромео и Джульетты»: на горнолыжном курорте столкнулись две враждующие семьи, которые пытаются объединить их дети.

япония

Например, «Паприка», где показано технологическое будущее, в котором существуют устройства для проникновения в сны (и их, конечно же, украли). Или «Истинная грусть» — о поп-певице, которая захотела сменить профессию, и теперь её жизни угрожает опасность.

Новогоднее телевидение в Японии совсем не новогоднее: на каналах показывают соревнования по смешанным единоборствам, юмористические шоу и музыкальный конкурс. От праздника — только прямая трансляция из главного храма с отсчётом времени. Поэтому японцам приходится самостоятельно заниматься составлением «эфирной сетки», в частности ходить за дисками в DVD-прокаты. В фаворитах, как несложно догадаться, анимэ. Причём не душевные и добрые сказки Хаяо Миядзаки, вроде «Мой сосед Тоторо» или «Ходячий замок Хаула», а сюрреалистические, буквально взрывающие мозг работы Сатоси Кона.

франция

Выбор типичного француза на праздники — чёрные комедии. Главный фильм — «Дед Мороз — отморозок» 1982 года. По сюжету в одном доме на празднование Нового года собирается странная компания: травмированные жизнью сотрудники парижского телефона доверия, городская блаженная, бандит и все мимо проходящие. Ну и куда без трупа, спрятанного в подарках? Несмотря на такое сомнительное описание, фильм очень напоминает нашу «Иронию судьбы», так что неплохой вариант на замену, если вам опостылела эта советская комедия.

Альтернатива «Отморозку» — более спокойные, но всё ещё комедийные фильмы с Катрин Денёв. «Рождественская сказка» Арно Деплешена, в которой на праздник собирается огромная семья, попутно решая междоусобные проблемы. И «8 женщин» Франсуа Озона — о расследовании убийства хозяина дома в занесённой снегом французской глубинке.

великобритания

Кажется, сложно не угадать фильм, который сопровождает британцев на праздниках — это, естественно, «Реальная любовь». И сложно не закончить именно им этот материал, ведь альманах историй о любви, которые находят своё логическое завершение в канун Нового года, стал классикой по всему миру. Больше тут и сказать нечего.