Готовы поспорить на ящик «Жигули Барное», что в последние годы многие из нас стали реже ходить в кинотеатры. И дело не в доступности фильмов и сериалов на всевозможных стримингах. Просто, если открыть афишу на ближайшие недели, глаз толком ни за что не зацепится. Поговорили с автором ютуб-канала KinoKiller Reviews Дмитрием Овчинниковым о ситуации с ушедшими из России киностудиями и о классных лентах последних лет, которые не попали в прокат. Заодно составили список лучших фильмов для посиделок с друзьями под пиво.
Смотреть в кинотеатре или дома? В последнее время стал замечать, что мне удобнее дома. Раньше бы сказал, что в кинотеатрах, потому что, ну, это храм. Но сейчас я старый дед.
Любимый кинотеатр в Москве? Тот, который рядом со мной.
Фильм, который нравится всем, но не нравится тебе? «Пункт назначения: узы крови». Ну, можно ещё что-нибудь не хоррорное. Не прям что всем нравится, но из культового — «Донни Дарко». Не говорю, что он плохой, просто мне не заходит. И «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Он просто переусложнил байопик своим дебильным монтажом, когда вот эти скачкй́ во времени и ты не понимаешь, что происходит.
Обратный вопрос: фильм, который нравится тебе, но не нравится всем? «Обезьяна» по Стивену Кингу. Мне он очень понравился, но я часто встречаю комментарии в духе «Что за говно ты посоветовал?» И ладно, это мой гилти плежа — максимально отвратительная и пошлая комедия «Мужчина по вызову — 2: европейский жиголо» с Робом Шнайдером. Мне порой стыдно за это, но иногда бывает и нет.
Любимый стиль пива? Лагер. С ним никогда не ошибёшься. Иногда могу позволить себе стаут.
Guilty pleasure — занятие или вещь, которая приносит человеку удовольствие, но при этом он испытывает чувство вины или стыда, скрывая это от других.
Как такового ощущения нет — на том же самом «Кинопоиске» всё ещё выходят статьи разных блогеров и критиков. Но, возможно, оно было в начале: материалы появлялись гораздо позже, чем того хотелось бы, ну понятно почему. Сейчас вроде бы вышли на плато. В любом случае кто-то ездит хотя бы в ближайшие страны, чтобы посмотреть что-то новое. Есть, например, мой знакомый кинокритик Егор Москвитин — ему ничто не мешает сгонять на Каннский или Венецианский кинофестиваль.
Если говорить о том, где читать о кино, то я подписан на телеграм-канал «Кроненберг нефильтрованный». Его ведёт Андрей Загудаев, один из бывших участников Disgusting men, которых я очень люблю. И, в принципе, он для профильных изданий пишет. По крайней мере, у него постоянно можно найти какие-нибудь статейки о новых фильмах. Не знаю, где он их смотрит, но, допустим, в прошлом году он одним из первых написал о фильме «Чужой: Ромул», даже подкаст записывал у себя на Boosty.
Иногда ещё заходишь в телефоне в гугл, и он какие-то профильные сайты выдаёт, по типу Film.ru. В этом году вышел «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», и там как раз уже есть рецензия.
Нет ли ощущения, что о зарубежном кино из-за санкций стали меньше говорить, по крайней мере в массмедиа? Где ты обычно о нём читаешь?
Российская платформа для монетизации авторского контента, позволяющая авторам получать поддержку от подписчиков через подписки и донаты.
Кадр из фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Кадр из фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Кадр из фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Кадр из фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Никак не изменилось, потому что я не люблю смотреть то, что мне неинтересно. Например, в какой-то момент пошёл наплыв турецких сериалов, сейчас — корейских, китайских и прочих азиатских. Я не выделял для себя такое и не смотрел. Но если на слуху что-то хайповое, то, возможно, гляну, да.
Ту же «Игру в кальмара» только первый сезон посмотрел. Они слишком долго тянули с выходом следующих, и мне стало неинтересно. И, как мы можем наблюдать, сейчас такого бума, как на старте, за сериалом нет, когда были всякие репортажи в духе «Вот там открылась тематическая корейская кафешка, где можно даже печеньку гвоздиком поелозить».
Единственное могу, наверное, вспомнить — тайваньский хоррор «Грусть», который у нас перевели как «Последний день на Земле». Его промоутировали как триллер, драму о том, что два человека в зомбиапокалипсисе должны найти друг друга. А по факту там зомби, у которых максимальный уровень похоти и агрессии, то есть это вообще не романтическая история. Мы посмотрели его с другом, потому что ничего другого не шло. Наша реакция была: «Вау, вот это да». После просмотра мы хотели пойти помыться, настолько фильм мерзкий.
Когда в самом начале было мало информации, у тебя как-то изменилось потребление контента? Может, обратил внимание на другие ниши, например кино новой страны?
Кадр из фильма «Последний день на Земле»
Кадр из фильма «Последний день на Земле»
Кадр из фильма «Последний день на Земле»
Кадр из фильма «Последний день на Земле»
Жалко, что мы не успели застать «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном. Действительно очень крутой фильм, на большом экране смотрелся бы неплохо. Вообще, это самая первая лента, которую забраковали. Помню, я тогда уже наладил связи с прокатчиками, ходил на пресс-показы. И вот он должен был пройти в восемь или десять утра в кинотеатре «Каро Октябрь» на Арбате. Я просыпаюсь пораньше, но вся эта ситуация уже случилась. Пишу: «Ну так что? Показ будет, учитывая новости?» А они такие: «Нет, отозвали копии». Ну и всё. В России никто толком фильм не посмотрел.
Ещё из такого кино «Топ Ган: Мэверик» в IMAX. Я смотрел его дома. Пришёл с каких-то посиделок, на часах два ночи, фильм уже скачан. Думал, ладно, пятнадцать минут посмотрю, если что, завтра, как проснусь, добью. И в итоге я до шести утра сидел такой: «Офигеть! Типа это как? Блин, вот бы это на большом экране увидеть». Ну и «Чёрный телефон», наверное. Очень клёвый триллер, на который, блин, я бы сходил в кинотеатр.
Есть ли, на твой взгляд, фильмы, которые из-за сложившейся ситуации незаслуженно прошли мимо российского зрителя?
А какие фильмы из последних вышедших и просмотренных можешь выделить как суперклассные?
В этом году меня до глубины души покорил хоррор двух ютуберов «Верни её из мёртвых». Хочу его пересмотреть, но боюсь, потому что он очень тяжелый.
Мне, в принципе, нравится творчество Дэвида Литча (не путать с Дэвидом Линчем). Его дебютная работа — сорежиссёрство первого «Джона Уика». И он дальше продолжил: снимал второго «Дэдпула», «Взрывную блондинку». В прошлом году выпустил фильм «Каскадёры» с Райаном Гослингом и Эмили Блант. Я был просто в восторге. Это восхитительная дань уважения, собственно, профессии каскадёров. Очень милая романтическая комедия с примесью боевика, точнее даже наоборот. Но там такая классная романтическая линия, что мы с корешем его смотрели, ухахатывались и умилялись. Это прям золото. Не все оценили, правда. Некоторые говорят: «Тебе серьёзно это понравилось?» Я говорю: «Да, классно же!»
Безусловно, «Субстанция» для меня лучший фильм прошлого года. Я его, наверное, раз семь смотрел точно. Очень зацепил. Тоже прошлогоднее, наверное малоизвестное, — «Пацан против всех» с Биллом Скарсгардом. Шикарнейший боевик, драйвовый, смешной, на копьё снятый, но с таким креативом — прям стоит посмотреть.
Из комедии, увы, ничего не выделю, потому что жанр просто мёртв. Спасибо обиженкам, вот этим всем повесточкам и прочему. Сейчас боятся шутить, поэтому комедию, увы, не назову.
Ещё отличный фильм «Грешники», который многие, увы, захаяли из-за того, что нам обещали ремейк «От заката до рассвета», а мы этого не получили. Никто, вообще-то, ничего не обещал. Это, считай, дань уважения блюз-культуре тех годов. Фильм о том, как развивалась музыка чернокожего населения в Штатах. Погружение в культуру, проблему расовой сегрегации. Очень классный фильм как раз таки без навязанной повесточки. Да, говорят на очень серьёзные темы, которые не кажутся таковыми, потому что мы далеки от этой культуры. Но тема очень важная, и она подана максимально не пошло, тебе действительно интересно смотреть.
Кадр из фильма «Грешники»
Кадр из фильма «Грешники»
Кадр из фильма «От заката до рассвета»
Кадр из фильма «От заката до рассвета»
Да никак не отношусь. Конечно, когда ты поваришься немного в кухне, понимаешь, что авторские права надо хоть какие-то иметь. Не очень красиво, когда твой контент, так сказать, воруют. Я на своей шкуре это прочувствовал с VK: когда ты выпускаешь ролик на ютубе и потом какой-то м***к [плохой человек] делает перезалив без спроса. Причём там моя реклама, с еридами, с налоговыми токенами. Естественно, меня это не устраивает. Поэтому я могу понять, в принципе, правообладателей, создателей фильмов, тех же музыкантов, когда их контент воруют.
При этом, как бы странно ни звучало, студии, разорвав контракты, не по закону ушли с российского рынка, так не делается. Всё, что провернули Warner Brothers и другие, — так нельзя. И поэтому пошли вы в жопу! Будем пиратить, всё по-честному. Тем более Sony сейчас вообще классно: были слухи, что они должны вернуться, если РФ выплатит определённый долг, около триллиона долларов или что-то такое. Там, конечно, другая сумма была, не помню точно. Я думаю: «Нифига себе». То есть вы ушли, не сказав ни до свидания, ничего, и всё — мы не показываем фильмы. Хотя наверняка по контрактам там дохрена ещё времени было на это. Да пошли вы в жопу. А давайте мы сделаем так: вы вероломно ушли, мы вам ничего не платим — и вы просто вернётесь, всё. Мне кажется, так будет честно.
Как ты относишься к пиратству? Кажется, мы живём в то время, когда многие привыкли платить за контент, но ситуация вокруг такая, что иной раз нет выхода, кроме как смотреть что-то нелегально.
Речь идет об исках, которые региональная дочерняя компания Sony Pictures выдвинула к российским кинотеатрам из-за нарушений действующих контрактов. Например, некоторые фильмы студии пробыли в прокате дольше обозначенных сроков.
Erid — уникальный идентификатор интернет-рекламы, который представляет собой буквенно-цифровой токен, присваиваемый каждому рекламному креативу для его отслеживания.
Мы все тут не дети, взрослые люди, понимаем, что кино — это в первую очередь бизнес, а уже потом творчество. Но последние два года как будто контент поставлен на поток. Взять тот же Netflix. Блин, когда я учился в универе, эта платформа только развивалась. Как там всё офигенно было! Классные сериалы, интересные и очень креативные фильмы. А потом, когда они поняли, что вау, нифига себе, у нас такой потенциально крутой стриминг-сервис, то начали вкидывать бабки и пичкать фильмами и сериалами просто каждый день, а на качество как будто забили. Меня вот это немного раздражает.
Собственно, с фильмами то же самое. Как будто бы кризис идей. То есть вот буквально. Мы сходили на «28 лет спустя» Дэнни Бойла. Ну ересь какая-то, честно. Я примерно восемнадцать, блин, лет ждал возвращения франшизы. Ну что это такое? Ну зачем? И как-то всё грустнее и грустнее становится от нынешнего кинематографа.
В современном кино — хоррорах и вообще — есть ли что-то, что бесит или по чему скучаешь?
Учитывая, что я сказал по поводу кризиса идей, что немного начинает разочаровывать современный кинематограф, возникает желание вернуться назад и посмотреть какие-нибудь старые фильмы, которые не видел. Я так для своей работы решил посмотреть пару-тройку фильмов режиссёра, который снимал «Изгоняющего дьявола», Уильяма Фридкина. Он во многих жанрах работал, не только с ужасами. И вот так я познакомился с фильмами «Французский связной», «Колдун» и «Разыскивающий» — и просто офигевал. Типа, блин, как же классно! На практике никаких спецэффектов. Во «Французском связном» вообще одна из самых культовых погонь, которая снималась прямо в живом потоке. Никого не предупреждали, то есть, как говорится, партизанским способом снимали. Ну кто сейчас выделит деньги на подобное? Да никто!
Тот же самый фильм «Колдун» из перечисленных трёх — мой самый любимый у Фридкина. Это просто какое-то безумие. Сюжет простой, как две копейки: где-то в джунглях три грузовика должны переправить динамит. Взрывчатое вещество, которое в нём, протекло. Любая кочка, любое сильное колебание может подорвать все три фургона. А им надо довезти груз до точки. И весь фильм главные герои едут. Я в некоторые моменты сидел, хватаясь за волосы: «А-а-а, тихо, аккуратней, аккуратней!» Под конец чуть ли не сигарету около компа курил, потому что такого напряжения ни от одного современного хоррора не испытывал.
Помимо того, что сократился поток информации об иностранном кино, очень многие как будто бы не особо-то и ждут чего-то нового от Запада. Как думаешь, есть такое? Почему?
Уильям Фридкин
Когда натыкаешься на старые действительно классные фильмы, возникает желание дальше знакомиться с какими-нибудь шедеврами кинематографа.
Наверное, мой самый любимый фильм, «Семь» Дэвида Финчера, вряд ли можно отнести к зоне комфорта. Просто он мне нравится. Но так вот чтобы вернуться, чтобы было приятное тепло на душе и прочее, — наверное, старая комедия «Трасса 60» с Гари Олдманом. Как только я её впервые увидел, в детстве по ТНТ, почувствовал, что да, она будто для меня снята. Это роуд-муви с очень приятными, колоритными персонажами. Вот к ней я возвращаюсь.
Фрэнсис Форд Коппола
Добавлю ещё «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Походу, у меня один из любимых жанров — роуд-муви. «Апокалипсис сегодня», считай, тоже к нему относится, правда там герои сплавляются по реке во Вьетнаме. Но тем не менее это тоже путешествие — в сердце безумия, точнее тьмы.
Возвращаюсь к этим фильмам, когда просто хочу, блин, кайфануть. Не бывает такого, что у меня грустное или позитивное настроение, просто хочу кайфануть. Буквально пару дней назад я захотел пересмотреть некоторые сцены из фильма «Семь». Я его скачал, сижу, потягиваю алкогольный напиток, запускаю — всё.
То же самое, в принципе, можно сказать о фильме «Схватка» того же Майкла Манна. Это чисто мужская драма. Тут даже любовная линия есть, но она не сюси-муси, как в романтических комедиях, а как надо, по-житейски.
Назову ещё фильм Майкла Манна «Соучастник». Он, правда, тоже не о зоне комфорта, но там настолько классно прописаны диалоги между персонажами-мужчинами! Сюжет в том, что наёмный убийца, так сказать, «арендовал» таксиста, чтобы закончить свои дела, и они катаются по ночному Лос-Анджелесу. У них постоянно перепалки, они говорят об одном, о другом, о третьем. И вот настолько это жизненно, очень реалистично воспринимается, что ты как будто в тёплую ванну погружаешься. Неужели они говорят как люди? Без пафосных диалогов Кристофера Нолана, где персонажи проговаривают экспозицию и прочее? Здесь просто беседа двух мужиков. У одного своя правда, у другого — своя. Всё классно.
Мы пару лет назад брали интервью у музыковеда Анны Виленской. Она тогда объяснила нежелание потреблять новый контент тем, что в неспокойные времена людям хочется чего-то привычного. Есть ли у тебя какие-то фильмы, к которым ты возвращаешься просто потому, что это твоя комфортная зона?
Майкл Манн
Дэвид Финчер
Кадр из фильма «Семь»
Кадр из фильма «Трасса 60»
Кадр из фильма «Соучастник»
Кадр из фильма «Схватка»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Выражение «под пивко можно глянуть» звучит как будто уничижительно. Поэтому разделим фильмы на две категории: чтобы хорошо провести время и чтобы как-то справиться с ужасом на экране.
Допустим, хочется собраться с друзьями и глянуть кинчик под пиво. Давай топ-10 фильмов для такой тусовки?
В первой:
«Евротур». Его тоже к зоне комфорта можно отнести. Ты сидишь, ржёшь и понимаешь, что мы потеряли жанр комедии.
«Очень страшное кино». С первой по четвертую часть. Это вообще беспроигрышный вариант. Причём да, именно по четвертую — это же угар! Вот этот культовый момент, когда: «Это Детройт до нападения пришельцев» — и там просто город в огне. «А это Детройт после нападения» — и показывают тот же самый город, просто по нему пришельцы и треноги ходят. Или фраза: «Мы построим свои треноги, но только с четырьмя ногами».
«Пристрели их». Безумно драйвовый боевик, который вот прям то, что надо, под это дело.
«Форсаж». Все части. Каждый раз, как только произносится «семья», просто выпивайте. Мне кажется, никто не доживет до финала этого марафона.
«Планета страха». Это такой грайндхаус, зомби-фильм, трешевый, но очень клёвый.
«Ещё по одной». Мне фильм не особо нравится, но, полагаю, в процессе ты задумаешься о своей жизни и переосмыслишь, что делаешь во время просмотра.
«Джанго освобождённый». Из-за сцены, когда доктор Шульц наливал героям в салуне пиво. Он так вкусно это делал, наверное поэтому вспомнил.
«Неудержимые». Это прям чисто мачизмо-кино, поэтому надо определённо пиво.
«Без лица», «Воздушная тюрьма» и «Скала». Считерю, объединив их, потому что там один актёр — Николас Кейдж. Было дело, мы с друзьями устраивали чисто мачизмо-вечер: взяли пиво и посмотрели все три. Было охрененно.
Кадр из фильма «Евротур»
Кадр из фильма «Очень страшное кино»
Кадр из фильма «Пристрели их»
Кадр из фильма «Форсаж»
Кадр из фильма «Планета страха»
Кадр из фильма «От заката до рассвета»
Кадр из фильма «Ещё по одной»
Кадр из фильма «Джанго освобождённый»
Кадр из фильма «Неудержимые»
Кадр из фильма «Без лица»
Кадр из фильма «Воздушная тюрьма»
Кадр из фильма «Скала»
Во второй:
«Пункт назначения: узы крови». Я от него не получил удовольствия. Но в компании, возможно, будет весело, не уверен.
«Балерина». Спин-офф «Джона Уика». Только пиво сможет заставить тебя досмотреть это до конца и не уснуть.
«Эбигейл». Хоррор о девочке-вампирше-балерине. Могли сделать очень бодрый, качественный и смешной фильм, но со сценарием случился какой-то п***б [провал]. Слишком тупо, слишком на условностях, поэтому только с пивом.
«Крик 6». Вроде шли в нормальном направлении, но в последней вышедшей части свернули не туда.
«Анаконда» с Дженнифер Лопес и Айс Кьюбом. Он конца девяностых — начала нулевых, трешанина, но тоже подпивасная.
«Живая мертвечина» Питера Джексона. Это прям вообще офигенно. И второй… Не знаю, можно ли назвать его трешаком. Из массового кино, которое крутили в кинотеатрах, и даже большой релиз был, один из моих любимых фильмов — «Адреналин: высокое напряжение» с Джейсоном Стэйтемом. Это буквальная экранизация игры GTA, где чуваку надо подзаряжать электронное сердце и он там творит такие креативные штуки.
Возвращаясь немного назад, к фильму «Последний день на Земле». Можешь назвать ещё пару самых трешевых (во всех смыслах) фильмов, которые ты видел в своей жизни?
Кадры из фильма «Адреналин: Высокое напряжение»
Опять же погружаемся в эпоху конца девяностых — начала нулевых, когда было очень модно выпускать вместе с фильмом какой-нибудь саундтрек. Назову по крайней мере один фильм, к обзору которого готовлюсь, — «Спаун». Он отвратительный. Я даже не называю его фильмом, это технодемка. Там недоделанная ужасная графика. Как бы это конец девяностых, в принципе можно было бы простить, но учитывая подноготную, которую я изучил…
Вообще, изначально планировался другой фильм, более мрачный, серьёзный. А потом режиссёр решил: «Я же специалист по спецэффектам!» И на постпродакшене завалил фильм компьютерной графикой. Даже актёры комментировали, мол, мы не в этом снимались, что за хрень. Но саундтрек там потрясающий: сплели рок-группы тех времён, типа Slayer, Filter, даже рэпер Ice-T есть, и они все на фитах. Получилась этакая электронщина со смесью рокешника. Я даже на виниле купил этот саундтрек, иногда его слушаю.
И как же без марвеловских фильмов? Это «Сорвиголова». Кстати, тоже фильм под пивас в уничижительном плане. Но саундтреки там потрясающие: Evanescence, Scissor, Drowning Pool. Туда же можно отнести «Карателя» 2004 года. Скучноватый, но саундтрек классный, состоящий из нью-метала.
У тебя крайне трепетное отношение к музыке и потрясающий вкус в ней. Есть ли какие-то фильмы, которые, возможно, тебе не нравятся, но ты дико кайфуешь от их саундтреков?
Поначалу мне очень нравилась «Американская история ужасов». Первый сезон шикарный, второй отличный, третий — говно. Начинал четвёртый, подумал: «Что-то куда-то сериал вообще не туда идёт». Но почему я вообще разочаровался в третьем сезоне? В первых двух была романтическая линия — призрака Тейта и героини Таиссы Фармиги. Это как будто для девчонок всё сделано, но даже парни могут спокойно смотреть, потому что история хорошо прописана.
Как только вышел третий сезон, возник вопрос: «Почему вы целевой выбрали чисто женскую аудиторию?» Мне неинтересно смотреть за шабашем. Мне вообще плевать на стандартные конфликты а-ля «Блондинка в законе»: «Ой, он мне изменил, но с тобой, тыры-пыры в жопе дыры». Потом ты смотришь последнюю серию: там тихо-вяло, шабаш этот, они как-то завалили джазмена-маньяка, который за ними с топором ходил. Ужасно. Всё, вы меня потеряли как зрителя.
Единственное, что меня интересовало дальше, — клоун. И то я только две серии посмотрел. Бросил, потому что тогда в универе учился и дальше уже времени не было, а возвращаться неохота. Хотя, возможно, когда-нибудь посмотрю целиком. У меня многие зрители просили, мол, давай на Boosty как-нибудь. И я не против, если что.
Сериал «Штамм» Гильермо Дель Торо ещё классный, мне нравится. Друзья также рекомендовали альманах «Нулевой канал», но пока времени не хватает. Точно знаю, что там есть какая-то зубная фея ядрёная. Надо тоже как-нибудь посмотреть. Как и сериалы Майка Флэнегана «Призрак дома на холме» и «Полуночная месса». Мой хороший друг-оператор очень любит этого режиссёра и говорит, что они охрененные.
Ну и, понятное дело, я начинал смотреть «Ходячих мертвецов», но меня хватило на три сезона. Первый был отличный, второй шатко-валко, но в целом можно глянуть, третий — бенгер. Как только появляется Губернатор — это прям вообще суперсериал. Но опять же, я тогда в универе учился, перестал его смотреть. И дальше, насколько знаю, создатели растянули историю аж на 10 сезонов. Благо я купил себе четыре здоровенных тома «Ходячих мертвецов». Они дома лежат, просто надо найти время и всё прочитать. Причём мне многие говорили, что комиксы в разы лучше.
Было дело, что с подписчиками на Boosty мы смотрели старый альманах «Мастера ужасов», которые раньше крутили по «Рен-ТВ». В целом очень достойная штука. Правда, там есть, естественно, неудачные эпизоды. Но в контексте этакого культурного явления даже с кринжовыми эпизодами стоит ознакомиться. Я с теплотой на душе вспоминаю эти стримы.
И напоследок о хоррорах, которые составляют основную часть твоей деятельности. Но не о фильмах, а о сериалах. Как относишься, есть ли любимчики, что порекомендуешь?