Неочевидное
и вероятное
культура

Приходилось ли вам ощущать ольфакторную инсталляцию? Трогать биоарт? Участвовать в акустической экосистеме? Тогда мы идём к вам! Рассказываем, что бывает, когда наука соединяется с искусством, и с чем это едят.

О чём это?

В разные времена искусство служило разным целям и задавалось разными задачами. Оно могло прославлять богов или документировать важные события жизни, рассказывать всем о достоинствах заказчика или требовать свободного разговора о назревших проблемах общества. В зависимости от задач искусство тесно взаимодействовало с церковью или политическими партиями, отдельными философами или модными социальными течениями. Например, почти весь итальянский ренессанс — плод сотрудничества католической церкви, которая пропагандировала христианство, и художников, воплощающих свои творческие идеи, насколько позволяла заданная тема.

В ХХ веке появилось концептуальное искусство, основанное прежде всего на философии. Его задача — как можно точнее отразить какую-то идею, при этом произведению необязательно быть «красивым» или «приятным», оно не украшает интерьер, а что-то рассказывает или объясняет. Хрестоматийным  примером такой работы будет инсталляция «Один и три стула» Джозефа Кошута. Она состоит из словарной статьи лексемы «стул» (абстрактной идеи), рисунка стула (его изображения) и собственно стула (физического предмета). Художник рассуждает о том, что вообще составляет необходимые элементы какого-то понятия, любой вещи. Получается, что художник и философ задаются одними и теми же вопросами, но отвечают на них разными техниками.


Так что же это?

Наверняка вы встречали подписи к картинам в музее вроде «Зритель буквально чувствует аромат сирени, изображённой на полотне» или «Художнику удалось передать ощущение жаркого летнего дня». А вот тайваньская звуковая художница Лайла Чин-Хуэй Фан так прониклась работой своей соотечественницы Го Сюэ-Ху «Пейзаж у Юаньшаня» (1928), что решила воссоздать это полотно в самом натуральном 3D из возможных. Она нашла точное место, нарисованное на картине, и организовала там «тропу тишины»; окружающие мхи и кипарисы поглощают звук так эффективно, что создают идеальную тишину, практически как в студии звукозаписи. И теперь каждый может прогуляться и «услышать» картину, вернее насладиться той самой умиротворённой атмосферой, которую перед изображением в современных музеях не поймать. Этот проект получил одобрение властей, и участок леса с тропой теперь считается охраняемой территорией.

Или другая инсталляция, объединяющая технологии и биологических существ. Испанский художник Сантьяго Морилья создал «Ритуальное устройство для культивирования грибного гумуса».

Это машина, превращающая зрителей и произведение в единый звуковой двигатель. Грибы-сапрофиты, питающиеся останками растений и животных, испускают электрические сигналы по мере роста мицелия — это естественный процесс, который происходит с любым растением в земле. Специальные регистраторы преобразуют эти сигналы в звук, а сенсоры в почве реагируют на движение зрителей перед инсталляций и изменяют грибные звуковые волны. Получается, что посетитель создаёт технобиооркестр, пока просто прогуливается по выставке, и слышит результат своего взаимодействия с грибами.

Не забывают art & science-художники и о запахах — ольфакторное искусство зародилось ещё в восьмидесятых. Пожалуй, самая известная художница этого направления — норвежка Сиссель Толаас. Она известна как изобретательница тысяч эмоциональных ароматов, например запах страха она создала с помощью пота людей, переживающих паническую атаку. Но Толаас пошла дальше и предложила посетителям выставок не только понюхать, но и попробовать человеческие чувства. Так, она собрала пот футболиста Дэвида Бэкхема, слёзы художника Олафура Элиассона и результат соскоба слизистой куратора Ханса Ульриха Обриста, а после синтезировала из этого бактериальные культуры для сыра! Таким образом, в результате ферментации получился «человеческий сыр». Хотели бы попробовать?

Есть и куда более сложные проекты, в которых художник практически не отличим от учёного. Собственно, art & science позволяет расширять границы дозволенного в обоих направлениях и создавать что-то принципиально новое. Например, «синтетическая биология» появилась во многом благодаря художнику Джо Дэвису, который уже 30 лет работает в главном техническом институте США — Массачусетском технологическом. Синтетическая биология — это передовой край генной инженерии, направление, занимающееся созданием биологических систем, не имеющих аналогов в природе.

Как пример можно привести проект 2010 года «Золотой голубь» бельгийца Туура ван Балена. Он решил буквально очистить репутацию голубей: коммунальные службы всего мира не жалуют птиц за загрязнение помётом памятников и лавочек. Вместе с биохимиком Джеймсом Чапеллом ван Бален так изменил геном бактерии Lactobacillus, которая естественным образом живёт в кишечном тракте голубей, что птицы стали испражняться моющими средствами. Теперь коммунальщикам остаётся проехаться по городу и смыть водой биологическое мыло с улиц! Единственной преградой на пути арт-проекта стало европейское законодательство, запрещающее подобные опыты на живых организмах. Но ван Бален не унывает — он верит, что в скоро будущем благодаря синтетической инженерии каждый сможет играться с генетикой дома так же легко, как пересобирать лего.

Хочу ещё!

Вошли во вкус? Прекрасно понимаем, мир art & science поистине бесконечен и может затащить в свою кроличью нору, чем бы вы ни интересовались. Если вам хочется глубже понять, что же это за область знаний, предлагаем посмотреть лекцию Дмитрия Булатова, теоретика искусства, художника, куратора Балтийского филиала Государственного центра современного искусства и главного специалиста по art & science в России. Ну и, конечно, рекомендуем подписаться на его телеграм-канал, откуда мы честно утащили добрую половину примеров для этой статьи.

А если хочется стать настоящим профессионалом, то можно поступить на академическую программу по art & science, они есть почти во всех больших университетах мира. Самый известный в России — Центр art & science университета ИТМО. Там есть англоязычная магистратура, лаборатория биотехнологических искусств и выставочное пространство. Кроме него существует магистратура в университете МИСиС, отдельные программы в Школе дизайна НИУ ВШЭ и ещё множество разных программ в университетах по всей стране.

Ну и, конечно, гуглите заветные слова на сайтах ваших любимых музеев — каждая выставка art & science приглашает вас побыть не только зрителем, но и полноценным художником. Или всё-таки учёным?